Адреса и телефоны клиник

Задержка речевого развития у детей до 3 лет: причины, диагностика, лечение

В каком возрасте должен начать говорить ребенок, сколько слов он должен произносить к году и надо ли ориентироваться родителям на эти нормы? О задержке речевого развития, его причинах, диагностике и лечении порталу Недугамнет.ру рассказала детский врач-психиатр ГАУЗ ТО «ДЛРЦ «Надежда» Анастасия Сергеевна Серкова.

Возрастные нормы при развитии речи у детей в возрасте до 3 лет

Для диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития. Тренировать свой речевой аппарат дети начинают с первых месяцев жизни, поэтому возраст до одного года является подготовительным периодом в развитии речи. С 1,5 до 2 месяцев ребенок использует  гуление,  с 4 до 5 месяцев — лепет,  с 7,5 до 8 месяцев — лепетные слова. Гуление, лепет являются для малыша своеобразной игрой и доставляют ребенку большое удовольствие, на протяжении многих минут он может повторять один и тот же звук.

«Первые слова появляются у девочек с 9-10 месяцев, у мальчиков с 11 месяцев или даже 1 года. К году в норме малыш должен произносить около 10 простых слов: «мама, папа, дядя, баба» и отлично понимать обращенную речь, то есть рецептивную речь. К 1,5-2 годам ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых,  узнавать названия многих предметов и картинок, выполнять простые бытовые просьбы-инструкции. К концу второго года средством речевого общения становятся слова и звукосочетания, то есть формируется экспрессивная речь. В 3 года речь должна быть связная: «мы идем магазин», «в зоопарке живет слон» и т. д. Общий словарный запас в 2 года составляет от 100 до 300 слов, в 3 года от 500 до 800 слов, в 4 – от 1000 до 1500», — рассказала Анастасия Серкова.

Причины задержки речевого развития

По словам доктора, причины задержки речевого развития у детей можно условно разделить на 2 группы: медицинские и социальные. К медицинским можно отнести такие как: патология течения беременности и родов (асфиксия или гипоксия плода, внутриутробные инфекции, недоношенность), черепно-мозговые травмы, инфекционное поражение центральной нервной системы. В группу высокого риска должны быть отнесены дети, у которых впервые 3 месяца жизни в результате  обследования были выявлены структурные изменения со стороны головного мозга, недоношенные (особенно с экстремально низкой массой тела), дети с нарушениями со стороны  анализаторов (зрительного и слухового), дети с задержкой редукции безусловных автоматизмов, длительно сохраняющимися нарушениями мышечного тонуса.

В последние годы внимание специалистов также привлекает роль наследственных факторов в формировании нарушений развития речи. Роль наследственной предрасположенности подтверждается высокой внутрисемейной частотой нарушений развития речи. Также идентифицирован ряд хромосом, ответственных за речевые  нарушения у детей. Анализ гендерных особенностей группы детей с речевой патологией выявил существенное преобладание в ее составе мальчиков:  патология встречается в 2-4 раза чаще, чем у девочек.

«Говоря про социальные причины, необходимо сказать об окружении, в котором ребенок может находиться. К примеру, когда ребенок контактирует с людьми с низким уровнем речевого развития и не получает достаточного внимания, либо, напротив, родители предугадывают все желания малыша, поэтому ему незачем говорить. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени  зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка», — отметила доктор.

Признаки задержки речевого развития: что должно насторожить родителей и стать поводом для обращения к врачу

Беспокойство должны вызывать дети, которые не пытаются говорить в 2–2,5 года. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше. На первом году жизни ребенка мам и пап должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, недостаточный интерес или реакция на речь взрослых. Ребенок не реагирует на обращенную к нему речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу.

На втором году признаками задержки речи являются отсутствие интереса к речевой активности. Ребенок не реагирует на свое имя и имена близких, не имеет в своем активе ни одного слова, даже упрощенного,  присутствует неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке.

На третьем году — не строит простых фраз («дай яблоко», «хочу пить»), повторяет готовые фразы из мультфильмов или книжек, но самостоятельной речи нет; использует жесты и мимику взамен речи. Если вы наблюдаете указанные признаки у своего ребенка, то, конечно, необходимо обратится к специалисту.     

К каким врачам обращаться при задержке речевого развития

Первым, кто может сказать родителям о возможной задержке речи, является участковый врач-педиатр, который осведомлен о нормах речевого и моторного развития, а также знает клиническую картину речевых нарушений. Он и должен сформировать дальнейший маршрут ребенка к специалистам.

Инструментальные и лабораторные  исследования не имеют решающего значения для диагностики речевых нарушений. Данные обследования носят уточняющий характер причин речевого расстройства.

«Врач-невролог исключает поражение мозга и психических заболеваний. Для этого он может назначить сканирование артерий головы, электроэнцефалографическое исследование для оценки общего функционального состояния мозга и определения уровня зрелости его биоэлектрической активности. Врач-отоларинголог смотрит на предмет наличия воспалительных заболеваний, которые могут приводить к тугоухости. Сурдолог уточняет степень потери слуха, если она имеется. Обязательно  проводится медико-логопедическое исследование, по  показаниям назначаем клинико-психологическое, которые позволяют установить не только нарушенные звенья психической деятельности, но и ее сохранные элементы, на  которых будет  построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения (замещающего онтогенеза) ребенка», — рассказала Анастасия Сергеевна Серкова.

Она добавила, что в Тюменской области хорошо развита система коррекции и реабилитации  речевой  патологии  у  детей. В сфере здравоохранения специализированной организацией является «Центр  патологии  речи  и  нейрореабилитации» на базе ГБУЗ ТО «Областная  клиническая  психиатрическая   больница». Показания для направления в специализированное учреждение определяют специалисты поликлиники по месту прикрепления ребенка.     

Методы  коррекции и  лечения

«Хочется отметить, что данная патология находится на стыке медицинских и педагогических дисциплин, следовательно, успешная коррекция зависит не только от медицинских мероприятий, но и от планомерной работа со стороны педагогов», — пояснила Анастасия Серкова.

Медикаментозное лечение проводится по медицинским показаниям, которые определяют врач-невролог, врач-психиатр детский. К медицинским методам коррекции относятся медикаментозное лечение (ноотропные препараты, средства для улучшения обменных процессов в мозговой ткани); массаж, как общий, так логопедический; физиотерапевтическое лечение, занятия на тренажерах с биологически обратной связью.

Детский психолог помогает развивать познавательные процессы, мелкую моторику. Для этого предлагаются пальчиковые игры, лепка, аппликации. Логопед работает над четким произношением, предлагает игры типа логопедического лото.     Крайне важно, чтобы родители создали вокруг ребенка благоприятную обстановку: внятно и разборчиво называли каждый предмет или действие, которое попадает в поле зрения малыша, поощряли любые попытки говорить, создавать ситуации, в которых речь необходима. Дома в качестве фона полезно включать сказки, произносимые диктором с поставленной речью и правильными интонациями.      

«Нужно понимать, что задержка речевого развития лечится только комплексно, при обязательном содействии всех членов семьи, проживающих с ребенком. Очень важно, чтобы каждый из взрослых осознал ответственность и предпринял все необходимые меры для успешной коррекции речи ребенка», — считает доктор.

Существуют ли методы профилактики подобных нарушений       

«Конечно. Первое, что необходимо отметить — это приверженность  родителей  к  здоровому  образу  жизни, планирование беременности, диспансеризация не  только  женщины, но — мужчины! Далее— это своевременное наблюдение беременности, здоровое питание, достаточность  физической  нагрузки, отказ  от вредных привычек,  умение совладать  со  стрессами, своевременное  обращение за  помощью  к  специалистам. Для профилактики речевых нарушений у детей необходимо проведение плановых осмотров в декретированные сроки с целью своевременного контроля за уровнем речевого развития и психическим состоянием с дальнейшим медицинским сопровождением  детей группы риска», — пояснила Анастасия Сергеевна.

Речевое развитие очень важно для ребенка, ведь в любом возрасте такие нарушения ограничивают учебную деятельность и возможности социализации. Помните: чем раньше замечается неблагополучие в развитии речи ребенка и с ним начинают работать специалисты, тем лучше будут достигаемые результаты, так как резервные возможности мозга особенно высоки именно в раннем возрасте.

2023-04-04 09:08:36

Тюмень, ул. Республики, 40, корп 1
Сайт: https://doctor-arbitailo.ru/

Лицензия: Л041-01107-72/00363761 от 14.01.2021

Тюмень, ул. Луначарского, 18
Сайт: https://doctorefimov.com/

Лицензия: ЛО-72-01-003073 от 13.06.2019 г.

  • ОСТЕОПАТИЯ И ДЕТИ:
  • Последствия родовых травм и эцефалопатий, задержки психоэмоционального и физического развития детей, отставания в учебе,
  • неврозы, ортопедия – нарушение осанки, сколиозы и др.проблемы,
  • уха, горла и носа, различных нарушений речи.
  • ОСТЕОПАТИЯ И ЖЕНЩИНЫ:
  • Подготовка к родам и реабилитация женщин после родов, циститы,
  • недержание мочи, заболевания гинекологический сферы.
Тюмень, ул. Валерии Гнаровской, 10, корп. 3/4
Сайт: http://www.kinesis72.ru

Лицензия: ЛО-72-01-002657 от 14.12.2017 г.

Тюмень, ул. Володарского, 19/1а
Сайт: http://antrum72.ru

Лицензия: ЛО-72-01-002501 от 07 июня 2017 г.

Подпишись на новости:
ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ И ПРЕДНАЗНАЧЕНА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА