Как избежать стресса перед ЕГЭ

ОГЭ и ЕГЭ становятся настоящим испытанием для психики школьников. Чем ближе экзамены, тем чаще сдают нервы у детей. В таких ситуациях обычно ругают родителей - мол, не нужно было так перегибать палку и пугать перспективой "не сдашь экзамен, будешь работать дворником".

Портал NEDUGAMNET.RU решил разобраться в причинах школьных кошмаров наяву и обратился за комментарием к председателю тюменского регионального отделения российского общества психиатров, руководителю Кризисного молодежного центра, врачу-психотерапевту Денису Култышеву. По своей работе ему приходится часто общаться не только со школьниками и родителями, но и с учителями школ. Денис Култышев уверен, что психологическое давление на учеников перед экзаменами идет не только от родителей, но и со стороны школ. 

 

- С приближением ЕГЭ градус психологического напряжения нарастает, - отметил Денис Владимирович. - В это время к нам в психоневрологический диспансер часто обращаются родители и их дети - ученики 9 и 11 классов. Детей к нам также направляют школьные учителя. Такое тоже бывает. В 99 процентах случаев дети начинают входить в стрессовое состояние или в депрессию на фоне преувеличения важности экзамена. В состоянии депрессии у школьников падает успеваемость, они не хотят ничего делать, даже выходить из дома, лежат на диване и смотрят в одну точку. Точно также зависает компьютер, когда одновременно требуется выполнить множество задач. 
 
По словам врача-психотерапевта, все начинается с потери эмоционального равновесия: подросток начинает кричать, становится вспыльчивым, раздражительным, он может войти в конфликтную ситуацию с учителем и уйти из класса, хлопнув дверью. У подростка возникает некое отрицание, протест, внутренне он не понимает, почему так важны для него эти баллы, цифры, оценки. 
 
И если на этом первоначальном этапе ребенка не поняли ни в школе, ни дома, на него продолжается психологическое давление, у ребенка возникает отчаяние. Это уже вторая стадия. На третьей стадии в самых запущенных случаях у школьников наблюдается глубокая депрессия, которую приходится лечить, в том числе с помощью лекарственных средств. В таких случаях у подростка снижается физическая, умственная активность, он не может пройти даже элементарные когнитивные тесты, которые оценивают внимание, память, мышление. Ребенок выглядит вялым, заторможенным, необщительным, задумчивым. И вполне естественно, что в таком состоянии он не сможет полноценно подготовиться к экзаменам. 
 
- Родители индуцированы стрессом - их ребенку нужно обязательно сдать экзамен, получить максимальный балл, - продолжает Денис Владимирович. - Эти мысли-вирусы распространяют в том числе учителя на родительских собраниях в течение года. 
 
Да, экзамен сдавать нужно, но все-таки без фанатизма. По словам Дениса Култышева, международным сообществом психотерапевтов отмечено, что в странах, где учителя не оказывали на учеников психологическое давление в течение года, ученики как это не парадоксально, сдавали экзамены лучше. 
 
- Может быть, ситуация вскоре изменится, потому что сейчас многие учителя сами приходят к нам и активно консультируются, за что я им очень благодарен. Интересуются, как им найти общий язык с учеником, и так далее, - отмечает Денис Владимирович. - Раньше такого не было. Считаю, для учителей нужно проводить обучающие курсы по стрессоустойчивости, чтобы эти навыки они затем могли передать своим ученикам. Я уверен, что более углубленные знания и навыки работы с современными инструментами коммуникации, которые позволяют повысить стрессоустойчивость подростков, нужны школьным психологам. Ведь именно они, а не директора школ должны проводить беседы с родителями и учениками 9 и 11 классов. Желательно такие встречи проводить трижды в году: в начале учебного года, в середине года и перед экзаменами. Эффекта будет гораздо больше.
 
Школьникам же перед экзаменами Денис Владимирович настоятельно рекомендует контролировать свое мышление и "не пускать в голову" негативные мысли, а наоборот, программировать себя на успех". 
 
Кстати
 
в России почти 60 процентов людей работают не по своей специальности. В связи с этим, что все-таки важнее - количество баллов на ЕГЭ или багаж знаний, полученный в школе за время учебы?
 
Подпишись на новости:
ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ И ПРЕДНАЗНАЧЕНА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА